Пишет инструктор школы "Вектор" Антон Поляков.
Ссылка на оригинал сообщения и обсуждение.
Выкладываю разбор травм произошедших этой осенью в Бире в той или иной степени связанных с нашими группами. Статистика в этом году осталась на обычном Бирском уровне, за той разницей что в этом году в эту статистику попали мы. Перед началом разбора хочу в очередной раз сказать главный постулат относительно полетов в этом удивительном месте - "БИР СЕРЬЕЗНОЕ И ОПАСНОЕ МЕСТО ПОЛЕТОВ" и к полетам в Гималаях нужно относится со всей серьезностью на которую Вы способны. Если это не так то Гималаи очень быстро докажут Вам обратное и способ которым они это сделают Вам вряд ли понравится. И второе, главная причина ВСЕХ травм как в этом так и в других местах полетов ПЕРЕОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И НЕДООЦЕНКА ОПАСНОСТЕЙ СВЯЗАННЫХ С ПОЛЕТАМИ.
В общем то причиной всех трех травм произошедших в этом выезде явилась именно эта первопричина.
Теперь подробнее о травмах, их причинах и текущем состоянии дел. По мере их серьезности и сложности.
27.10.2011
Место: Бир-Биллинг (стартовый термик)
Пилот: Зиннур (г. Уфа)
Крыло: Дискавери 3
Подходила к концу вторая неделя пребывания в Бире первой группы приехавшей на полеты с высокой базой. К этому моменту было отлетанно 8-9 дней. По приезду в первый летный день при парении в стартовом потоке Зиннур демонстрировал слабую технику владения крылом и обработки потока. Обработка потока квадратами, постоянно вываливание из потока и связанные с этим ныряния и взмывание крыла. Сразу возникла мысль о переоценки собственных способностей так как первая группа была рассчитана на достаточно опытных пилотов которых не надо учить работать в потоке не говоря уже о технике пилотирования. Но в течении нескольких следующих дней удалось скорректировать технику пилотирования и обработки потока и уже через 3-4 летных дня Зиннур превратился из пилота вызывающего тревогу в самого стабильного пилота учебной группы. Все задачи поставленные перед ним он выполнял с неизменной стабильностью и надежностью. Был виден прогресс и это радовало. В день летного происшествия Зиннур по своей стабильности не требовал плотного веденья и с ним применялась модель обучения в виде постановке задачи по погоде, контроль по рации в моменты принятия решений о переходе на тот или иной хребет и вечерний разбор полета по треку. Погода в этот день была низкая и достаточно турбулентная на старте всем было сказано держать безопасное удаление от рельефа и безопасную высоту. После старта Зиннура внимание было сосредоточенно на выпуске следующих пилотов. В этот момент пришла информация о падении пилота в стартовом потоке а чуть позже и доклад самого Зиннура о его падении. Прибыв на место падения у пилота была тянущая боль в спине. Позже был диагностирован компрессионный перелом позвонка. Со слов пилота о происшедшем: прейдя в стартовый термик не обнаружив подъема в обычном месте схода потока вместо того чтобы лететь по правому безопасному отрогу чуть ниже по хребту было принято решение о полете по левому отрожку в место где уже набирали другие пилоты. (На брифингах несколько раз разбиралась такая ситуация и всем было категорически запрещено летать на левый отрог на малых высотах в связи с высокой турбулентностью и сложной аэрологией данного места) Прейдя в поток Зиннур попал в жесткую турбулентность и получил сложение после чего в силу отсутствия опыта пилотирования в нештатных режимах полетов, зажал клеванты и не отпускал их до самой земли не давая крылу наполнится и выйти из режима. На брифинге не задолго до этого подробно обсуждалась ситуация с перекомпенсацией и ее последствиями, но видимо информация прошла мимо а что скорее всего этой информации не было уделено нужного внимания. В результате пропадав около 60-80 метров пилот упал с достаточно высокой скоростью снижения. Перелом оказался сложный, оскольчатый. Через 4 дня была проведена операция по страховке. А после окончания послеоперационного периода пилота по страховке доставили в родной город Уфа.
Причины ЛП:
1. Потеря бдительности инструкторским составом.
2. Принятие неправильного тактического решения в полете не смотря на предшествующий запрет данного действия.
3. Отсутствие навыков пилотирования в экстремальных режимах полета.
4. Главная причина - ПЕРЕОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
начало ноября 2011
Место: Бир-Биллинг (старт)
Пилот: Андрей (г. Уфа)
Крыло: Раш 2
Андрей достаточно опытный пилот, приезжавший с нами в Бир в предыдущем году. В этот же раз сразу бросилось в глаза существенно упавшая за год техника старта. Возможно это связанно со снижением интенсивности полетов Андрея в этом году. Но факт был на лицо. В этот день на старте были редкие идеальные условия для старта. Дул ровный ветер 2-4 м/с позволявший комфортно стартовать обратным стартом. При первой попытке обратного старта Андрей вывел крыло с небольшим креном в ту сторону через которую нужно было совершить поворот для принятия взлетного положения. Для исправления ситуации необходимо было выровнять крыло подбежав под крен, но пилот проявлял пассивность и в результате после команды стоп крыло было опущено на землю. Вторая попытка проходила по тому же сценарию, но после команды стоп она не была незамедлительно выполнена путем затягивания обеих клевант и опусканием крыла на землю (ситуация которая несколько раз была особо проговорена на брифингах). Была допущена пауза которой хватила для того чтобы в дело вмешался форс-мажор. Андрей спотыкнулся и нагрузил систему собственным весом, так как это произошло на перегибе крыло оторвало пилота от земли и полетело вперед. Андрей отлетел от старта с медленно развивающимся твистом, крыло медленно довернуло в сторону склона, по рации была команда бороться с доворотом при помощи заднего ряда строп, но не разобравшись с ситуацией Андрей спустя несколько секунд врезался в склон под тем местом где разгружаются такси. Результат осколочный перелом правой ноги, потребовавший операции и закрепления переломов при помощи титановых вставок.
Причины ЛП:
1. Слабые навыки владения стартом.
2. Раздумье при выполнении обязательной команды СТОП. Надежа так или иначе улететь.
3. Отсутствие навыков управления крылом в экстремальной ситуации, допущение паники.
начало ноября 2011
Место: Бир-Биллинг (старт)
Пилот: Артем (г. Нижний)
Крыло: Сигма 6 (?)
Артем проходил обучение в группе Евгения Грязнова. В первые дни наблюдал несколько стартов Артема как с верхнего так и с нижнего старта. Артем демонстрировал слабую технику прямого старта заключавшуюся в слабом контроле нагрузки на крыло на предмет обгона и разгрузки. О чем я Артему сказал, Артем благоразумно принял решение производить свои старты с нижней более безопасной площадки, что не противоречило отношению Евгения Грязнова к стартам своих курсантов. Но к моменту происшествия Артем вернулся к практике взлетов с использованием верхнего страт. Далее в общем то классика. Прямой старт, обгон крылом пилота с его последующей разгрузкой, асимметрия с доворотом в склон, падение на клевке под стартом. Доворот и клевок не были мощными но этого хватило для того чтобы сломать правую ногу.
Причины ЛП:
1. Слабые навыки владения стартом.
2. Главная причина - ПЕРЕОЦЕНКА СОБСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Ссылка на оригинал сообщения и обсуждение.
Рекомендации выезжающим в данное место:
1. Если приняли решенье о выезде тренируйте старты. Прямой должен быть стабилен и контролируемым. Выходите в поле, тренируйтесь в штиль пока подъем не станет получатся на все 100%. особое внимание за контролем крыла по нагрузке на свободных концах.
2. Не переоценивайте свои способности. Бир не место для обучения стартам и посадкам. Старт и посадка те участки полета на которых происходит 90% всех травм в данном месте. Приехав в Бир этими этапами полетов Вы должны владеть на все 100% иначе вы СУЩЕСТВЫЕННО повышаете свои шансы получить травму и инструктор Вам помочь не сможет, у него тут другие задачи и он не может вам дать свои мозги и руки.
3. К каждому полету нужно относится со всей серьезностью на всех этапах полета.
4. Не летайте через силу, это существенно повышает опасность полета. Чувствуете усталость, возьмите выходной.
Рекомендую ознакомиться тем кто едет летать в Непал или Бир.
Re: Рекомендую ознакомиться тем кто едет летать в Непал или
Понаберут чайников в группы..
Re: Рекомендую ознакомиться тем кто едет летать в Непал или
Дык, чайникам надо тщательнЕе готовиться, да и старичкам не расслабляться - перед выездом побегать, освежить память спинного мозга.
Re: Рекомендую ознакомиться тем кто едет летать в Непал или
Дык, чайникам надо тщательнЕе готовиться, да и старичкам не расслабляться - перед выездом побегать, освежить память спинного мозга.
Есть категория чайников, которые не готовятся. Они думают вроде "я уже целый год отлетал! Какой я нахрен чайник?". Ну и бьются потом. А не возмешь его в группу, так он сам будет летать. Что-то типа ашуровской истории получается.
я это к тому, что у инструктора выбор без выбора.
Надо пропаганду наверное...